Публикации

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ

Грушецкая Л.А., воспитатель МБДОУ №104 г. Томска

 

Дети очень любят что-то творить, в том числе, рисовать. Они постоянно что-то лепят, рисуют, клеят — таким образом передают свои впечатления о мире, учатся, развиваются.
  Ребенку важен и сам процесс творчества, и его результат. Нам же важно то, что рисование способствует развитию внимания, памяти, пространственного и образного мышления, мелкой моторики, сенсорики и
цветовосприятия

Понятно, что малышам трудно длительно удерживать внимание на одном предмете, они стремятся быстрее достичь результата. И при этом им, как и всем, хочется, чтобы получилось что-то красивое. Нетрадиционные изобразительные техники, как никакие другие, помогают детям почувствовать себя настоящими художниками. С их помощью они относительно самостоятельно и быстро могут получить готовое изображение. А так как я работаю именно с малышами, подобные техники рисования меня очень привлекают.

Цель данной статьи — обобщить накопленный за время работы опыт. Я выражаю надежду, что это поможет начинающим педагогам в решении вопросов развития художественных способностей младших дошкольников.

При организации творческого процесса с малышами, следует учитывать некоторые особенности:

·Работу необходимо проводить небольшими группами;
·Каждую деятельность лучше всего начинать с какого-нибудь сказочного или сюрпризного момента;

 

·Рабочее пространство должно быть подготовлено заранее

  Виды нетрадиционных изобразительных техник:

         • рисование песком;
           •рисование пальчиками и ладошками;
           • метод тычка жесткой кистью,        тычка ватной палочкой;
рисование с помощью карандашной стружки;
рисование по сырому листу бумаги;
пластилиновая живопись — её можно совмещать с аппликацией, методом торцевания ;
фотокопия, то есть рисование свечой (куском мыла, белым восковым мелком);
рисование штампами из овощей

Рисование песком

 

Эта техника хороша тем, что можно быстро исправить все, что не получилось. Можно изображать как отдельные предметы, так и целые истории, сказки. Это способствует развитию воображения, речи. Развивает моторику, тактильные ощущения. Мы с детьми рисовали одуванчики, солнышко, травку, волны, кораблики. Мои ребята очень любят изображать сказку «Колобок». Рисовать можно как пальчиками, так и ладошкой, ребром ладони, кулачком.

     Пальчиковая живопись. Рисование ладошкой 
 ´ «Пальчиковая живопись и рисование ладошкой помогают ребёнку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской) без кисточки, поскольку большую часть внимания и энергии ребёнка (особенно на ранних этапах развития изобразительного творчества) занимает процесс овладения инструментом»

 

´Т.А. Цквитария

 Рисование по сырому листу 

    •Используется эффект мягкого растекания красок на листе, их смешение;  
        •Для подобного рисования необходимы акварельные краски, не гуашь;
Для смачивания листа лучше использовать поролоновую губку — она покрывает площадь поверхности листа больше, чем кисть;
Лист смачивается, когда ребёнок уже приготовился к рисованию.

С помощью этой техники мы рисовали цветной дождь, мокрые хлопья снега, радугу на окне. 

Техники не существуют отдельно. Мы часто начинаем рисовать, например, ладошками, в процессе подключаем тычки жесткой кистью. «Ежика осенью» так рисовали. Или пластилином вылепить контуры дерева, а с помощью карандашной стружки создать ощущение листопада. Таким образом, получаются очень интересные композиции.